Танец полька возник в Богемии (Чехия) в середине XIX века. Считается, что его придумал австрийский композитор Иоганн Штраус I вместе со своим сыном. Этот быстрый, живой жанр быстро завоевал популярность далеко за пределами Центральной Европы, уроки танца польки стали пользоваться спросом во всём мире, в том числе и в России.
История возникновения
Стоит сразу же развеять один распространённый миф — этот танец не имеет никакого отношения к Польше. В переводе с чешского půlka означает «половина» или «половинный шаг», танцуют её именно короткими полушагами с поворотами и подскоками. Отсюда и пошло название.
Изначально этот жанр получил широкое распространение в самой Чехии, он часто звучал на местных крестьянских праздниках. Спустя какое-то время польку исполнили в Париже, в знаменитом театре Odeon, после чего она начала завоёвывать популярность по всей Европе.
Из Парижа в Российскую империю танец привёз танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Гольц, произошло это в 1845 году. Полька быстро стала популярной у высшего общества, её активно использовали на светских балах и в салонах.
Обратная сторона медали
В первую очередь уроки танца польки брали молодые люди, которым пришлась по душе её задорность и ритмичность. Так как в Россию жанр перебрался из Франции, в качестве учителей чаще всего приглашали французских девушек, которые славились «длинными танцами и короткими юбками». Из-за такой фривольности многие родители детей знатного рода стали относиться к танцу негативно, дочерям запрещалось его исполнять. Однако такие запреты сыграли в обратную сторону и популярность танца у самой молодёжи только возросла.
Примерно в одно время с Россией полька перебралась через Атлантику и распространилась в США. Второе дыхание танец получил после Второй Мировой — поляки начали перебираться в Штаты, где и узнали о польке. Правда, они приняли её за свой национальный танец, что не совсем верно, но зато начали её активно исполнять и распространять в эмигрантской среде.
Основные движения
Стоит отметить, что существует много подвидов этого жанра — полька белорусская, финская, венгерская, украинская, бразильская, Сяккиярви и так далее. У каждого народа темп отличается. Например, чехи и белорусы исполняют все движения плавно и грациозно, русские и украинцы — более весело и задорно. Отличились эстонцы, у которых быстрый и жизнерадостный танец превратился в медленный. Однако беря уроки танца польки преподаватели будут обучать классическим движениям, свойственные всем разновидностям жанра.
Приставной шаг
Подготовительное упражнение и основа танца, выполняется из первой или третьей позиции ног.
- На «раз» — скользящий шаг с носка на стопу.
- На «два» — вторая нога приставляется в исходное положение.
Шаг выполняется любой ногой (не имеет значения, левой или правой). Направление тоже любое — вперёд, назад, вбок. Руки держатся на поясе.
Галоп
Тоже самое, что и предыдущий вариант, только шаги исполняются прыжками. При подпрыгивании ноги держат вместе, носки оттянуты. Приземление осуществляется на одну ногу, вторая в этот момент выполняет скользящий шаг с носка по направлению движения.
- музыкальный размер 2\4;
- направление: вбок, вперёд, назад;
- положение рук: одна вперёд, другая назад; в стороны; на поясе.
Переменный шаг
Начинается из третьей позиции ног. Выполняется в два шага — приставного и с той же ноги. Затем выполняется со второй ноги. Движение получило такое названия из-за того, что ноги меняются каждые два шага.
Шаг польки
Предыдущий вариант, но исполняется с подпрыгиванием. Исходная позиция — третья.
- начало движения: из затакта на «и», лёгкий прыжок на левой ноге, правая вперёд и на носок;
- на «раз»: лёгкий шаг галопа с правой ноги;
- на «два»: шаг правой ногой, левая назад на носок;
- после этого лёгкий прыжок на правой ноге, шаг польки с левой.
Все движения выполняются плавно и легко. Танец можно дополнить поворотами тела и головы.